Путешествия по миру
Главная » 2015 » Май » 8 » Край заполярный, край величавый или ворота в Акртику, через Ханты-Мансийск
21:44
Край заполярный, край величавый или ворота в Акртику, через Ханты-Мансийск
Югра

7 ноября с утра мы выдвинулись в ЗАТО Видяево, расположенное по другую сторону Кольского залива. Чтобы попасть туда, проехали по самому длинному в мире мосту за Полярным кругом – его длина примерно 2,5 километра. Добирались большей частью по обледенелым серпантинам, пересекли речку под названием Ура, село Ура-Губа и въехали в посёлок Видяево.

Изначально он возник в 1958 году как база подлодок. Сейчас здесь базируется одноимённая военно-морская база Северного флота России. Поначалу посёлок назывался Урица, Ура – от саамского «Урак», то есть олень-самец. В 1964 году был переименован в честь подводника Фёдора Видяева.

…Александр пошёл знакомиться с заполярным аквапарком, а я решила покататься по посёлку. Достопримечательностей здесь всего две: мемориальный комплекс «Морякам, погибшим в океане» и памятник Ф.А.Видяеву, дорога к которому была перекрыта патрульными машинами, а далее виднелось большое скопление народа. Я припарковала «Тур» на ближней стоянке, вооружилась фотоаппаратом и направилась узнавать, что там происходит.

На площади играет музыка. Выстроен строй моряков. Местный батюшка, население от мала до велика...
С противоположного конца улицы показалась колонна. По всей видимости – школьники. С флагом, цветами, шариками, венками…

В воздухе витает необычная атмосфера… Я подошла к небольшой группе женщин, стоявших немного в сторонке и о чём-то оживлённо беседовавших. Поинтересовалась происходящим и услышала:
– Празднование 100-летия со дня рождения легендарного моряка-североморца, витязя подводных глубин Фёдора Алексеевича Видяева, чьё имя носит наше закрытое административно-территориальное образование.

Во как!
На обратном пути мы съехали с дороги к мемориальному комплексу «Морякам, погибшим в океане». Сначала это было братское захоронение тринадцати подводников, погибших в океане во время пожара на атомной подводной лодке «К-131»: постамент, ограда и два якоря… А после гибели экипажа АПРК «Курск» здесь создали единый мемориальный комплекс.

Отдав дань уважения памяти морякам-подводникам, мы отправились к машине и – вперёд, к ледовым серпантинам, ведущим в Мурманск! Кстати, на обратном пути мы успели сделать небольшую петлю, чтобы подъехать к месту старта легендарной гонки «Экспедиция Трофи» и вблизи посмотреть на маяк Белокаменный...

Экскурсия в прошлое

На ледоколе форс-мажор: какие-то внеплановые совещания, большие группы экскурсантов… Возникла нехватка экскурсоводов, и администрация ледокола предоставила нам в качестве оного своего штурмана.
Как я уже упоминала выше, атомный ледокол «Ленин», отслуживший 30 лет в основном на Северном морском пути, в 1989 году встал на вечный прикол на причале мурманского Морского вокзала. Однако экскурсии здесь начали водить только в 2009-м, до этого он 20 лет простоял без дела…

Несмотря на продолжительное время эксплуатации ледокола, капитанов было всего четыре: П.Пономарёв, с 1961 года – Б.Соколов, с 2001-го по 2009-й – А.Кастерин, а в настоящее время – А.Баринов. Первое, на что падает взгляд, когда заходишь внутрь ледокола, – величественная парадная лестница, портрет Ильича, выполненное в технике чеканки панно с картой морей, Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ледокола орденом Ленина и фотовыставка «Арктика с борта а/л «Ленин»… Штурман заверил нас, что на ледоколе старались всё сохранить в первозданном виде: мебель, механизмы, внутреннее убранство и т.д.

Наша экскурсия началась с капитанского мостика – непосредственного рабочего места штурманов и матросов. Фотографировать разрешили всё, что видим: приборы навигации, компасы, реверсы для управления винтами, штурвал, удививший нас своими маленькими размерами…

Ледокол на плаву, но не в рабочем состоянии, так как сняты реакторы. Ещё два атомных ледокола выведены из эксплуатации: «Арктика» и «Сибирь», но они просто стоят на приколе. Саша поинтересовался, не будут ли на них также создавать музей, но штурман сказал, что вряд ли, так как всё это очень недешёвое удовольствие. Например, содержание ледокола «Ленин» обходится примерно в 50 млн рублей.

За экскурсию мы осмотрели штурманскую рубку, где прокладывали курс, радиорубку, спустились на палубу капитанов и штурманов, в каюту и кабинет капитана. Побывали в кают-компании командного состава. Узнали, что в ней не только принимали пищу, но и проводили награждения, конференции, совещания... К кают-компании примыкают два салона: курительный и музыкальный. В музыкальном стоит рояль, без которого не обходилось ни одно торжественное событие.

Сделан он из карельской берёзы на заказ в единственном экземпляре и подарен ледоколу в момент его выхода в эксплуатацию. Кстати, именно в этом зале и на этом рояле композитор Александра Пахмутова впервые исполнила ставшую легендарной песню «Надежда»! А кают-компания рядового состава по совместительству играла роль кинозала.

Ледокол «Ленин» – это бесконечные коридоры и трапы. В какой-то момент я совершенно потерялась в пространстве: где, в какой части корабля я нахожусь?! Штурман на мой вопрос улыбнулся и сказал: – Ну да, с непривычки… Тут главное – определиться, где носовая часть, а где кормовая… 
И тут же попытался нас сориентировать взмахом руки:
– Нос с той стороны, а корма – с этой. Мы находимся с левого борта.
Спустились в самый низ – в машинное отделение. Вообще-то на судне их два – носовое и кормовое, но мы побывали в первом.

В каждом машинном отделении по четыре электрогенератора и паровая турбина. В процессе охлаждения реактора происходит очень большое выделение пара, который под давлением идёт по трубам и раскручивает паровую турбину, которая, в свою очередь, раскручивает электрогенератор и вырабатывает электричество.

Пост энергетики и жизнедеятельности, сокращённо – ПЭЖ. Отсюда производилось непосредственное управление реактором. Удивились маленькому телевизору под потолком и узнали, что на первом в мире гражданском судне с атомной установкой на период его запуска в 1959 (!) году были установлены самые передовые, казавшиеся буквально фантастическими достижения науки и техники. Уже тогда в реакторе находились три камеры, которые вели видеонаблюдение за работой реактора!

Экипаж судна был очень большой – до 250 человек, и учитывая то, что «Ленин» достаточно долго мог находиться в походе, порой дольше года, а за это время кто-нибудь из экипажа может приболеть, на ледоколе имеется свой медпункт. Сюда доставляли больных с других судов, не имевших медперсонала, или обитателей полярных станций для экстренного лечения и операций.

Приёмная, физиотерапевтический уголок, лаборатория… Тут могли сделать рентген, вылечить зубы и даже провести операцию... Врачи – многопрофильные: хирург мог быть ещё и стоматологом, а терапевт, например, – химиком-лаборантом.

…В завершение экскурсии мы посетили ПУР – пост управления реактором, где так же, как и в музее, представлены макет атомной паропроизводящей установки для атомного ледокола и урановые стержни с зарядом. А через окошки с толстыми свинцовыми стёклами можно заглянуть в сам реакторный отсек, отделённый от помещения поста 27-сантиметровыми свинцовыми стенами. Сами же реакторы демонтированы.

Обратный отсчёт

Всё! Блиц-знакомство с Мурманском окончено… Но я не говорю городу «Прощай!», а говорю «До свидания!». Почему-то кажется мне, что я ещё вернусь сюда…
Этим же вечером мы начали обратный отсчёт городов. Саша провожает взглядом убегающий назад указатель «Лапландия»:
– Ну, где ещё такое можно увидеть?
Лапландия однозначно ассоциируется со сказкой!



Категория: Югра | Просмотров: 1184 | Добавил: sweetochek5562 | Рейтинг: 5.0/1


Похожие статьи про путешествия


Последние статьи про путешествия




Всего комментариев: 0
avatar