Путешествия по миру
Главная » 2014 » Октябрь » 20 » Мангышлак - как мы его покоряли
19:08
Мангышлак - как мы его покоряли
Казахстан

В прошлом году, увидев в Интернете замечательные фотографии бескрайних степей, бирюзового моря, глубоких ущелий, чинков, я загорелась желанием совершить на автомобиле поездку на полуостров Мангышлак. Он расположен на восточном побережье Каспийского моря в Казахстане, а когда-то лежал на одном из оживленных перекрестков еждународной торговли – Шелковом караванном пути.

След в истории Когда в XV веке открыли более дешевый, морской путь, города опустели, колодцы и тропы занесло песком. И только руины городов, крепостей, караван-сараев сохранили память о шумных былых временах… Название Мангышлак носит и примыкающее к полуострову плато, восточнее переходящее в плато Устюрт.

Выехав из Сургута двумя машинами, с веселыми, и невеселыми, приключениями мы достигли Орска Оренбургской области. Здесь встретились с остальными участниками автопробега.

После пересечения государственной границы наше путешествие по казахстанской земле проходило по маршруту Актюбинск – Уральск. Уральск – это центр Западно-Казахстанской области, омываемый водами реки Урал. Здесь проходит граница между Европой и Азией. Уральск расположен в европейской части. Изначально это было казачье поселение – Яицкий городок.

После разгрома восстания Пугачева в 1775 году императрица Екатерина II, чтобы стереть из памяти народа всякие воспоминания о Пугачевском бунте, повелела переименовать реку Яик в реку Урал, а Яицкий городок – в город Уральск. С историей Уральска связан ряд имен выдающихся исторических личностей: императоров Александра II и Николая II, Емельяна Пугачева, генералиссимуса А.В.Суворова, академика А.Гумбольдта и многих других.

Запомнился город Атырау, бывший Гурьев, изначально построенный на собственные деньги ярославским купцом Гурием. Эмбенский район являлся центром нефтедобывающей промышленности Казахстана и в конце прошлого столетия Атырау стали называть нефтяной столицей Казахстана…

Бейнеу... С Бейнеу и началась окончательно наша походная жизнь: первая ночевка в степи. Утром подъем, сборы. Под визги и возгласы увидели первых представителей степной живности – скорпиончиков. Пофотографировали…Степные сюрпризы В Бейнеу заканчивается отличная асфальтированная дорога и начинается грейдер. Но какой!

«Убитый» напрочь. И, по заверениям местных жителей, он протянулся на расстояние примерно 200 километров. Кстати, эта до рога по атласам позиционируется как федеральная и является единственной до города Актау – на побережье, в порт и вообще на полуостров Мангышлак. М-да… На нашем пути попадались фуры. Вот уж, действительно, для них эта дорога – испытание. Скорость движения – не более 20 км/ч.

Вдоль грейдера с обеих сторон проходят параллельные дороги по степи. Попытавшись проехать по ним, потерпели фиаско – ничем не лучше грейдера, только пыли кратно больше. В степях бесконечно зарождаются пылевые столбы, вихри – не знаю, как их правильно назвать. Мелкие, средние, крупные, они «перебегают» через дорогу, причем, строго с одной стороны на другую: при движении на Мангышлак они двигались слева направо, при нашем возвращении, соответственно, справа налево… Перед особенно большими вихрями я останавливалась, потому что ехать было страшно... Возникают они моментально и рассыпаются тоже моментально, поэтому сделать фотографии, запечатлев вихри так, как они видятся в реальности, у меня не получилось.

За пройденными километрами слежу по одометру. Проехали около 190 километров, и начался асфальт.
Собрались у кафешки. После расспросов местных жителей поняли, что рано обрадовались – предстояло преодолеть еще порядка 80 км грейдера.

Через 10-15 километров хорошей дороги попали на перевал Манай Батыра. Дорога местами то лучше, то хуже. Через 80 километров, достигнув Утеса, выбрались на асфальт. К шести часам вечера были в селе Шетпе – административном центре Мангистауского района, месте, от которого и начинается тот самый маршрут, ради которого все это было затеяно. Притяжение Шеркалы Перекусив в Шетпе и заправив машины, мы отправляемся по извилистой дороге между каменистых гор к первой достопримечательности Мангистау – одиноко стоящей мелованной горе Шеркала (в переводе с туркменского – «Лев-гора», «Львиная гора» или «Крепость льва»).

Если смотреть на нее с одной стороны, гора напоминает спящего льва, положившего огромную голову на лапы, а если смотреть с другой, то видишь огромную белую юрту. Некоторые утверждают, что необычная гора напоминает пиалу, которую перевернул насытившийся путник.

Высится посреди пустынных просторов гордая Шеркала – горасфинкс, своенравная и не терпящая любопытных зевак. Говорят, эта гора хранит следы древних сражений. Она своенравна, не терпит посягательств: на нее трудно забраться, еще труднее – слезть. В ее пещеры нельзя заходить – они заселены духами. Как раз теми, которые, согласно народному поверью, исполнят твое заветное желание, если ты пришел к горе с открытой душой, чистым сердцем и путь твой был праведным.

Так уверяют местные старожилы. Шеркалу считают одной из святынь Мангистау. Чтобы обойти гору, понадобится не менее часа. В средние века у подножия Шеркалы проходил Великий шелковый путь. Историки утверждают, что на вершине горы некогда находился город-крепость, известный еще в VIII-IХ века – во времена арабских завоеваний.

Крепость многие столетия служила каменным бастионом, сдерживающим захватнический пыл чужеземцев. Многие мангистауские художники пробуют свое перо, приезжая в эти живописные места. Гора Шеркала воспета поэтами.

Напротив горы Шеркала находится роща Акмыша. Место огорожено. Роща очень старая, много деревьев невиданной для Мангышлака толщины. Тарас Шевченко назвал урочище Акмыш чудом номер два. Здесь привлекает не только красивая природа, но и исторические памятники – развалины древнего города Кзыл-Кала...

…11 часов утра. Сначала по дороге через какой-то поселок, затем по степям, мы направились к меловым горам. Встречались козы, стада лошадей, верблюды. Порой они останавливались перед машиной и заглядывали в окна. М-да… Toyota Will VS не может быстро ехать по степной дороге. Только со скоростью около 5-10 км/ч. А другой дороги на меловые горы нет.

В очередной раз меняем маршрут: в горы съездим потом. Возвращаемся в Шетпе. По пути объезжаем Шеркалу. Вокруг нее россыпь шарообразных валунов – минеральных образований различной величины. Многие потрескались под воздействием ветра. Местами цепочки конкреций сходятся и расходятся. Подобную картину можно наблюдать на Земле ФранцаИосифа.

От Шетпе поворачиваем на Актау. В 50 км от города, в восточной части Мангышлакского плато, простирается одна из самых глубоких в мире впадин с отметкой 132 м ниже уровня Мирового океана – безводная впадина Карагие (в переводе с тюркского – «Черная пасть»). Карагие представляет собой гигантскую чашу длиной 40 и шириной 10 километров с несимметричными склонами. Ее называли самой глубокой впадиной Советского Союза. В мире занимает пятое место.

Проезжаем по окраине Актау. Впечатление от города унылое. Может, в центре красиво? Полуостров Мангышлак – это сотни километров каменистого Каспийского побережья, пустыни. А достопримечательность – золотистые песчаные пляжи. Наша цель – посетить одну из «жемчужин» – Голубую бухту Каспийского моря. Позади остаются 61-й километр дороги на Форт-Шевченко, поворот налево и 10 километров грунтовки. Приехали. Золотисто-белый песчаный пляж и бирюзовое море невероятной прозрачности в окружении молчаливых скал. На море провели две ночевки.

Вечером наблюдали, как меняется цвет воды, как переливается нежными красками небо. Ночью – звезды и лунная дорожка, а вокруг – темнота. И мир, который только что был бескрайним, сужается до маленькой площадки, и лишь небо остается с нами. Утро встречало нас ласковым солнышком и умиротворением.

Наутро выехали в направлении Форт-Шевченко – города в Мангистауской области Казахстана – в поисках источника Тамшалы, оазиса среди бескрайней степи… Следующая точка нашего маршрута – Жигылган. Степь, степь, степь…. С первого дня путешествия в степях встречалось много старых кладбищ, теперь стали появляться развалины строений, заготовленное сено… Людей нет. Техники тоже. Только степь, степь, степь…

Вдруг впереди открывается море и.... «упавшая» земля – гигантский котлован. Это и есть Жигылган. Место походит на огромную чашу, заполненную нагромождением скал, напоминающих развалины замков, арены цирков, крепостные стены огромного разрушенного города.

По каменистой дороге, изобилующей спусками и подъемами, поехали к озеру. Пешком спустились к воде и с удовольствием искупались. Каменистый берег, ветер, волны…

На древней земле Мангистау находятся захоронения 362 святых отцов-ясновидцев, многие места считаются священными. Их посещают сотни паломников. Например, некрополь Кенты-Баба и расположенная неподалеку подземная мечеть Султан-эпе – памятники X-XV веков. На стенах строений изображены различные древние надписи, рисунки животных… Километра через два от некрополя должна находиться подземная мечеть. Едем туда. Мы попали как раз на службу.

Прочитав молитву, мулла повел нас к каньону. Мангышлакские каньоны разверзаются среди плоской степи и похожи на пропасти. В каньоне всегда есть вода, а заросли терновника, тамариска и карагача образуют оазис жизни. Рядом с каньоном – колодец, из которого мы испили воды. Она очень холодная и вкусная. Подходим к мечети. Подземелье частично восстановлено. При входе полагается снимать обувь. Разуваемся… И снова масса ярких впечатлений от увиденного.

Очередную стоянку, и последнюю ночевку, на древней Мангышлакской земле мы устроили среди меловых гор. …Утро. Вокруг – белоснежная картина. Все! Наше путешествие закончилось. Мы уезжали с полуострова, куда еще вернемся.



Категория: Казахстан | Просмотров: 1396 | Добавил: TraveLoger | Рейтинг: 0.0/0


Похожие статьи про путешествия


Последние статьи про путешествия




Всего комментариев: 0
avatar