Путешествия по миру
Главная » 2015 » Январь » 5 » О национальной самобытности малочисленных народов Севера
11:56
О национальной самобытности малочисленных народов Севера
Восточная Сибирь

«Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хороший» — это эвенкийская пословица. В Сибирском федеральном университете есть человек, который все знает об эвенках, ненцах, энцах, долганах, нганасанах, тафаларах и чулымцах — малочисленных народах Красноярского края. Есть ли у них шанс сохранить свою национальную самобытность? На этот вопрос знает ответ Виктор Павлович Кривоногов — доктор исторических наук, профессор гуманитарного университета.

Виктор Павлович, какой из живущих в Красноярском крае малочисленных народов, более всего сохранил, на ваш взгляд, свой язык и культуру? Это скорее не народ, а те части народа, которые сохранили кочевое оленеводство. Это, прежде всего ненцы. Одна треть ненцев Таймыра сохранила кочевое оленеводство, а ещё, небольшая часть долган. У остальных народов кочевников очень мало осталось, почти не осталось у эвенков, у других и того меньше. Есть целые народы, у которых не осталось кочевников — все живут в поселках, и у них ситуация с национальной культурой вызывает большие опасения.

Долганы вы назвали — это очень интересный народ. Он как произошел?
Долганы интересны тем, что это, наверное, самый молодой народ России. Он формировался в 19 веке и сформировался только к началу 20 века из трех разных народов. Первыми здесь были русские тундровые крестьяне, которые давно поселились. Потом сюда прикочевали эвенки из Якутии, а потом и сами якуты. И все эти народы перемешались между собой, переженились, слились и получился новый народ — долганы, который что — то взял от каждого из них.

Наиболее сложная ситуация по сохранению идентичности у какого народа? То есть где не остается ничего национального? Где развивается процесс ассимиляции? Ассимиляция у чулымцев достигла большой стадии в Тюхтетском районе — язык почти ушел, у кетов, то есть у тех народов, которые раньше перешли к оседлости в смешанных поселках.

Есть ли у вас какие-нибудь воспоминания из ваших этнографических командировок особенно яркие, какие-то случаи из жизни, встречи с людьми? Интересных встреч было очень много. Но интереснее всего там, где сохранилась национальная специфика. Это, конечно, жизнь среди кочевников. У них свой менталитет, своя культура, у них высокое чувство национального достоинства, самодостаточности. И даже оценки людей они делают со своих позиций.

Часто бывает, что представители народов севера имеют приниженную психологию: что нас мало, что мы язык не знаем, а вот русский народ большой и немножко так на русских смотрят снизу вверх. А кочевники, наоборот, на меня смотрят сверху вниз. Почему? У них есть олени — у меня — нет, значит, я — нищий. Они умеют кочевать, а я нет, значит, я — неумеха. То есть, они выше себя ощущают.

И это дает им чувство национальной гордости, а я там чувствую себя, как ребенок. Потому что, то не умею, это не умею, оленя не могу маутом поймать и так далее. И вот там чувство национального достоинства, самоуважения производит впечатление, тем более, там сохраняется еще много обычаев, которые уже ушли в поселках.

Еще в царские времена, когда ставилась задача добычи мягкой рухляди — песца, император Руси издавал указ — не спаивать кочевников. Как это все таки произошло? Почему государство не заинтересовано сохранять нацию?

Раньше было так. Так называемые спиртоносы, которые туда нелегально, контрабандой провозили алкоголь, они просто перебивали у властей пушнину, что было властям, конечно, очень не выгодно. Тут чисто материальный интерес. Тем более, что если человек спился, он не сможет ясак добыть.
Экономически было заинтересовано государство, чтобы эти народы занимались добычей пушнины, а не пьянствовали.

Виктор Павлович, когда я готовилась к интервью с вами и в интернете поискала информацию, узнала, что вас часто называют ортодоксальным собриологом. Что же это такое за наука такая — собриология? А так это очень просто. Собриология — это наука о законах утверждения трезвости. Только и всего лишь. Это наука такая же, как математика, физика или химия. В ней есть свои законы. И ещё, эта наука социальная.
Следуя законам собриологии, любое государство может отрезветь буквально за 10-15 лет, если будет применять эти законы в жизнь.

Как вообще алкоголь появился? Случайное естественное брожение. Иначе говоря — порча продукта. Мясо или рыба, если закопать их в землю становятся гнилыми. Виноград тоже — если его долго хранить, там работают дрожжевые грибки, которые поедают полезные вещества в виноградном соке и выделяют этиловый спирт и газы, которые мы видим в шампанском и превращают хороший полезный напиток — виноградный сок в изделие, которое можно назвать наркотиком.

А есть какой-нибудь главный аргумент, который можно произнести выпускникам школ, молодым людям и они выберут трезвость? Нет ни одного. Опыт показывает, что надо хотя бы 10-15 законов собриологии воспринять, изучить. Это наука. Разве можно одним словом изучить математику? Я думаю, что нет. Ни биологию, ни химию. Надо какой-то базис все же иметь. Но собриология наука довольно простая, она не очень объемная. Азы собриологии можно изложить за три-четыре часа. Вот за три, четыре часа можно найти такие аргументы.

Есть у вас, мечта какая-нибудь? Я мечтал в детстве попутешествовать по всему миру. Побывать и на экваторе, и в джунглях, и в Африке, но как то у нас в то время было не принято разъезжать по всему свету — это было не реально, как утопия выглядело. А вот сейчас наши люди ездят по всему миру, и я — в том числе. У меня уже есть собственно разработанная программа нескольких зарубежных экспедиций.

И в это году я уже подготовил экспедицию на Филиппины — в джунгли Филиппин, где живут очень низкорослые чернокожие люди под названием — аэто, которые ведут традиционный образ жизни, до недавнего времени не знали металла. Никаких признаков цивилизации у них не было, и до сих пор они ведут традиционный образ жизни в дальних районах Филиппинских островов. В этом году, в июле, я еду к ним в экспедицию. И, видимо, моя мечта осуществится.



Категория: Восточная Сибирь | Просмотров: 780 | Добавил: sweetochek5562 | Рейтинг: 5.0/1


Похожие статьи про путешествия


Последние статьи про путешествия




Всего комментариев: 0
avatar