Путешествия по миру
Главная » 2014 » Ноябрь » 20 » Пять «чудес» Лисичанска - колыбели Донбасса
18:02
Пять «чудес» Лисичанска - колыбели Донбасса
Новороссия

Лисичанск часто называют Колыбелью Донбасса. Возможно, это не совсем подходящее второе имя. Ведь Лисичанск гораздо старше Донбасса. Если его и называть Колыбелью, то тогда надо иметь в виду не только развитие промышленного востока советской Украины, но и трехвековую историю города – со времен Бахмутского уезда Екатеринославской губернии до наших дней.

С этим местечком на берегу древнейшей реки Северский Донец (северо-запад Луганской области) связана не только история угольной промышленности России, но и судьбы многих культовых личностей ушедших и нынешних веков.

Именно здесь, в Лисьей Балке, по Указу Екатерины II в 1795 году была заложена первая шахта Донбасса и тогдашней России, положившая начало промышленной разработке каменного угля. До 1802 года Лисичанский каменноугольный рудник был единственным угледобывающим районом России.

На Лисичанском чугунно-литейном заводе в 1870 году впервые в России было выплавлено значительное количество чугуна на коксе. Лисичанск – родина маршала Советского Союза Климента Ворошилова и маршала России, министра обороны России в 1995-2001 годах Игоря Сергеева, здесь провели детские и юношеские годы писатель Петр Северов и советский поэт Владимир Сосюра.

Легендарный Семен Буденный  стоял в Лисичанске штабом, а герой Гражданской войны Олеко Дундич залечивал раны в местном госпитале. В 7 км от Лисичанска, в соседнем Северодонецке в советские времена можно было встретить теперь уже бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, который ездил в командировки на химзавод «Азот».

Есть данные, что в середине XVIII века в Лисичанске побывал российский император Александр III с супругой Дагмарой Датской, в честь которой и был назван рудник. А некоторые историки считают, что где-то в здешних местах, именуемых в старину Диким Полем, древнекиевский князь Игорь переплывал Северский Донец, спасаясь от половецкого плена.

Первый рудник, первое шахтерское поселение, первый опыт горного дела, первые паровые двигатели, первое горное учебное заведение – все это начиналось в Лисичанске и позже, в виде готового опыта, распространялось на всю советскую страну, становилось всеобщим достоянием.

В советские времена Лисичанск являлся крупным промышленным центром Донбасса, городом шахтеров и химиков, стеклоделов и строителей. Третье тысячелетие Лисичанск встретил с большими «потерями». Из 13 шахт осталось только три. А на некогда густой карте заводов и фабрик значатся всего два работающих предприятия, которые выжили в «лихие» 90-е и сохранили свой экономический потенциал. Это стеклозавод «Пролетарий» и «ЛИНИК». Флагман украинской нефтепереработки является еще и главным бюджетным донором Колыбели Донбасса.

Но лисичане верят, что «терпение и труд все перетрут», вернется в город былая мощь и зацветет на безжизненных терриконах абрикос – символ весенних перемен – в мире и в сердце. А гостям города обязательно расскажут уже о шести «чудесах» Лисичанска, которые есть только в Колыбели Донбасса.
 

Муравский родник

Этот природный источник существует в городе с незапамятных времен. Возможно, название родника происходит от Муравской дороги, по которой крымские татары двигались на Москву. В дореволюционные времена роднику приписывали лечебные свойства. И сегодняшние анализы воды свидетельствуют о ее превосходном качестве, а также о высоком содержании в ней кальция – в три раза больше, чем в обычной воде. Этот родник в былые времена всегда выручал жителей города в засуху.
 

Николаевская церковь

Свято-Никольский Храм является старейшим культовым сооружением Донбасса.
В «Справочной книге Екатеринославской Епархии» за 1913 год не указана дата основания Николаевской церкви. Но известно, что ее начали строить в 1893 году. Было у нее церковной земли 198 десятин в 7 верстах. Когда в 1918 году священнослужителей объявили «врагами народа», землю и имущество церкви реквизировали.

В советское время по указанию партийных руководителей Лисичанска в канун больших православных праздников вокруг Николаевской церкви рыли траншеи (под видом ремонта трубопровода), чтобы верующие не могли приходить на богослужения. В годы провозглашенного в советской стране атеизма священнослужители церкви крестили детей лисичан тайно, чтобы участников обряда не наказали по партийно-комсомольской линии.

Сегодня это культовое заведение, которое ежедневно посещают сотни прихожан, нуждается в ремонтных и реставрационных работах. В 2007 году благодаря помощи Лисичанского НПЗ в Свято-Никольском храме был произведен ремонт стен, забора и соборной площадки. Как говорит настоятель храма, благочинный Лисичанского округа протоиерей Отец Виктор, «чем больше отдаешь нуждающимся, тем богаче духовно становишься сам».
 

Штейгерская школа

Лисичанская штейгерская школа была открыта по инициативе начальника Луганского горного округа Николая Летуновского. Выдающийся инженер своего времени как никто другой понимал, как остро Лисичанск, являвшийся в начале XIX века центром угледобывающей промышленности России, нуждался в горных специалистах. Идею Летуновского поддержали ученые чиновники императорского двора. 21 мая 1872 года император Александр II собственноручно написал на документах, разработанных Летуновским: «Быть по сему».

К вступительным школьным экзаменам на штейгеров допускались юноши всех сословий от 15 до 20 лет, физически крепкие, правильного телосложения. Кроме специальных предметов изучали гуманитарные и точные науки, плотничное и кузнечное дело, Закон Божий. После четырех лет учения выдавался диплом штейгера. В переводе с немецкого «штейгер» значит «мастер рудничных работ». Выпускники лисичанской штейгерской школы были одновременно и маркшейдерами, и пробщиками руды, и руководителями бурения – словом, универсальными горными специалистами.

До 1878 года Лисичанская штейгерская школа была единственной в России. С момента основания и до 1917 года ее выпускниками стали 705 человек. Дмитрий Менделеев, который посетил школу во время путешествия по Донбассу в 1888 году, был восхищен уровнем профессиональной подготовки лисичанских штейгеров. В статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца» он написал следующее: «… лисичанская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения».

В 1921 году училище было реорганизовано в горный техникум, в котором и по сей день проходят обучение и продолжают славу предшественников потомки первых лисичанских штейгеров. Просуществовав всего 44 года (1872 – 1916), Лисичанская штейгерская школа сыграла важнейшую роль в развитии горного дела не только в Донбассе, но и во всей России.
 

«Половецкие бабы»

В 70-х годах прошлого века у Лисичанского краеведческого музея (бывшая штейгеровская школа) были установлены два каменных изваяния, которые и по сей день находятся там. В народе их именуют «половецкими бабами». Они действительно имеют половецкое происхождение и были сооружены из песчаника приблизительно в XII веке нашей эры.

В те времена половцы, относящиеся к тюркским кочевым племенам, жили на территории нашего края и устанавливали на курганах своих каменных идолов, символизировавших поклонение племенным покровителям, как правило, женщинам – дающим жизнь и продолжающим род.

В ряде сел Бахмутского уезда, в том числе и в селе Верхнее (ныне часть Лисичанска) в начале XX века насчитывалось более 50 половецких каменных изваяний, стоящих на курганах. В большинстве случаев они располагались в садах помещиков, в крестьянских дворах. Их использовали как украшения для ворот, оград, в качестве строительного материала как фундаментные плиты и даже просто разбивали на куски.

Эти каменные идолы являются самой древней достопримечательностью Лисичанска. И вот уже более 800 лет половецкий культ Матери и Женщины, воплощенный в каменных изваяниях, не покоряется безжалостному времени.
 

Воздушная канатная дорога

В 1954 году была построена главная инженерно-транспортная достопримечательность Лисичанска – воздушная канатная дорога (ВКД), связавшая содовый завод с меловым карьером. Это самая длинная (16 563 м) канатная дорога в Европе и вторая в мире – длиннее есть только в Канаде. 147 колонн поддерживают мощный канат, по которому со скоростью 9 км в час движется вереница вагонеток, в загруженном виде весящих по 1,2 тонны.

Говорят, что однажды в Лисичанске гостил некий питерский архитектор, который предложил в будущем реконструировать ВКД и построить на ее базе фуникулерную трассу, чтобы жители, таким образом, добирались из нижней части города в верхнюю.

А пока Лисичанская воздушная канатная дорога все еще представляет собой уникальное техногенное зрелище, вызывающее почтение к человеческим возможностям в середине XX века. Кроме того, сегодня мы можем назвать ВКД еще и самым экологичным видом грузового транспорта в регионе и исторической достопримечательностью Лисичанска.



Категория: Новороссия | Просмотров: 2708 | Добавил: TraveLoger | Рейтинг: 5.0/1


Похожие статьи про путешествия


Последние статьи про путешествия




Всего комментариев: 0
avatar