Путешествия по миру
Главная » 2014 » Декабрь » 5 » Восточная Сибирь с высоты птичьего полета
17:52
Восточная Сибирь с высоты птичьего полета
Восточная Сибирь

Летом 2006 года впервые посчастливилось с высоты птичьего полета увидеть Восточную Сибирь во всей красе. По рассказам людей, которые побывали в этом далеком крае, знал, что поселок Витим Ленского района, раскинувшийся на берегу Лены в обрамлении горных массивов и являющийся центром сосредоточения людских и производственных ресурсов, представляет собой Сургут 60-х годов ХХ века. Старые покосившиеся избы, бездорожье, заросшие бурьяном огороды…

Официальной датой рождения Витима считается 1621 год. И вот новая встреча с Витимом зимой 2010 года. Автомобиль движется по расчищенной от снега дороге. Заасфальтированный участок протянулся почти на девять километров. Для по селка в Якутии это чудо XXI века. Навстречу попадаются частные легковые такси. Из шести таксопарков Витима ежедневно на линию выходят около 20 автомобилей.

Стоимость проезда по поселку – от 100 до 150 рублей. Отсюда же по зимнику можно доехать до Ленска (это более 200 км), а дальше – в Мирный, в Усть-Кут… Но только с декабря по апрель. С весны «дорога жизни» закрывается, и тогда добраться в крупные населенные пункты можно только на катере или вертолетом.

Местный аэропорт. Его старое здание, построенное в 1942 году жителями поселка, встречает пустыми глазницами окон. Взлетнопосадочная полоса хранит историю международной воздушной трассы Уэлькаль – Аляска – Красноярск, по которой через Витим самолеты из Америки летали в Советский Союз, на Западный фронт. Здесь ежедневно садились на дозаправку транспортные Си-47, бомбардировщики Б-25 и А-20, истребители «Кинг-кобра» и «Аэрокобра». Перегоняли технику советские летчики-асы.

В память об их подвиге установлен обелиск. После войны Витим начал принимать почтово-пассажирские самолеты гражданской авиации, а позже – Ил-12 и Ил-14. Пик развития аэропорта приходится на 50-60-е годы, когда он стал перевалочной базой для алмазодобывающей промышленности. Утратил свое значение в середине 60-х годов со строительством аэропорта в городах Ленске и Мирном.

– В 2007 году построено новое блочное служебно-пассажирское здание аэропорта, – говорит и.о. начальника аэропорта Александр Маринин. – Оно вынесено в незатопляемую зону и конструктивно выдерживает наводнение. С приходом в наши края Сургутнефтегаза появились реальные перспективы для развития. Сегодня аэропорт соответствует нормам по приему самолетов Ан-2, Ан-39 и Л-410.

Гуляло село Разбой В 1863 году Витим стал русским Клондайком, и сюда, чтобы разбогатеть, хлынули тысячи людей. Помните роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река»? «В селе Разбой шум, тарарам, гульба», – писал он. …Год 2010-й. Мы стоим с местным краеведом Михаилом Амузинским на берегу Лены у сохранившихся зданий – купеческого дома и конторы. Карнизы окон украшены старинной кружевной резьбой. Стены уцелевших домов, которые собираются реставрировать, хранят и трагедию, и прелести той эпохи.

– Недалеко от этого купеческого дома раньше стояла церковь, а рядом находилось купеческое кладбище, – рассказывает Михаил Павлович. – Старая церковь разрушилась, и на этом месте построили Дом культуры. Но по какой-то причине он сгорел. Сгорели построенные на его месте еще несколько зданий. Образовался пустырь. В одно время хотели установить здесь памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, но администрация поселка отвела другое место, неподалеку.

Спустя столетия поселок стал историческим памятником и музеем под открытым небом. И только с началом в 2003 году производственной деятельности Сургутнефтегаза и заключения договора о социально-экономическом сотрудничестве в Витиме начались перемены к лучшему. Проведен капитальный ремонт здания местной администрации, которое в 2006 году буквально разваливалось по бревнам. Недавно открылась новая современная школа. Построены дороги. «По вкладу в валовой региональный продукт республики и по налоговым платежам в бюджет нефтегазодобывающая отрасль стала второй в крае, опередив угольную и золотодобывающую, – сказал на одной из встреч с нефтяниками президент Якутии Вячеслав Штыров. – Само развитие нефтяной промышленности связано в первую очередь с деятельностью компании «Сургутнефтегаз».

– Стали прибраннее дворы витимцев, появилось больше автомобилей, – поделилась впечатлениями местная учительница. – Люди стали хорошо одеваться, а главное – повеселели. Многие устроились в Сургутнефтегаз и имеют приличный ежемесячный доход. Если к началу развития в крае нефтегазодобычи однокомнатная квартира стоила всего несколько тысяч рублей, то сегодня цена выросла до 1,5 млн рублей.

Поселок с населением более пяти тысяч человек разделен на пять микрорайонов: Охнино, Центр, Аэропорт, Техучасток и Геолог. Здесь есть школа-сад, три детских сада, Дом творчества, музыкальная школа, два клуба, больничный комплекс. Но все здания – в деревянном исполнении. Насчитывается более 30 улиц и переулков. Такие названия, как Силинская и Колхозная, повторяются.

Один из кандидатов на пост главы поселка сказал, что нужно провести референдум по переименованию улиц. Есть люди, заслужившие увековечения. Здесь всего несколько улиц с коттеджной застройкой. В них проживают около 50 семей. Но с каждым годом коттеджей становится больше. Витимцы строят их на личные средства. Основная же часть поселка пока напоминает деревню.



Категория: Восточная Сибирь | Просмотров: 984 | Добавил: TraveLoger | Рейтинг: 0.0/0


Похожие статьи про путешествия


Последние статьи про путешествия




Всего комментариев: 0
avatar